Биография Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.

Восторженно приветствовал революционные события во Франции конца XVIII в., выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды. В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. [4]

В философии XX в. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.

Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в "Лекциях по философии религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек по природе добр", "человек по природе зол".

По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.

Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли. [2]

Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа".

То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о назначении человека.

Гегель рассуждал только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е. о реальной личности, от которой и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.

В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.

Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека.

Он объясняет противоречие жизни как простую "хитрость", к которой прибегает идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.

Вопреки притязаниям на окончательное решение вопроса "Что такое человек?", поставленного Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает. Если человек есть только медиум (посредник), через который познает себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений для познания не может быть.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...