Философия и ее предмет
Материалы / Философия и ее предмет
Страница 5

Материалистическая диалектика или диалектический материализм. Маркс и Энгельс.

Критика метафизики Кантом

Наиболее влиятельный критик метафизики, создавший в 19 веке отрицательное отношение к ней, был Кант.

Его отрицание метафизики основано на разработанной гносеологии, и поэтому лишь оно и заслуживает серьезного внимания.

Имманентный (от латинского immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный.

Трансцендентный (от латинского transcendens, родительный падеж transcendentis – выходящий за пределы, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного.

Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме);

в теологических учениях – синоним потусторонности Бога.

В философии Канта – выходящее за пределы возможного опыта («мира явлений») и недоступное теоретическому познанию (например, идея Бога, души, бессмертия).

Кант устанавливает, что познание (знание) возможно лишь о предметах, имманентных сознанию познающего субъекта.

Согласно его теории имманентны человеческому сознанию только предметы построенные самим умом человека из ощущений, т.е. из субъективных чувственных данных. Но такие предметы не могут быть подлинным бытием. Это явления или феномены, существующие лишь в субъективном опыте человека. Этот мир является таким, каким он кажется человеку.

Подлинное бытие (вещи в себе, ноумены) существуют независимо от того, каким оно представляется человеку. Подлинное остается навсегда трансцендентным человеческому сознанию и потому абсолютно непознаваемо.

Свойства подлинного бытия и его строение могут быть только предметов веры, но не знания.

Метафизика согласно учению Канта есть учение о трансцендентном сознанию бытии, т.е. учение о вещах в себе, о подлинном мире, как он существует независимо от сознания.

Как наука метафизика невозможна. Но она возможна как система убеждений, основанных на вере.

Страницы: 1 2 3 4 5 

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...