Ведический период

«Веды»

в переводе с санскрита означает «знание». Но это не есть знание в современном понимании. «Веды» состоят из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п. «Веды» положили собою начало философской традиции в Древней Индии, причем эта традиция выросла из комментирования текстов «Вед».

«Веды» используют образно-символическую форму толкования мира, они же предлагают различного рода рекомендации к правильному в нем существованию. «Веды» имеют четыре части. Самая ранняя из них «Ригведа» (собрание религиозных гимнов); далее «Брахманы» (сборник ритуальных текстов); «Араньяки» (правила поведения для отшельников); «Упанишады» (часть, в которой как раз и формируются начальные элементы философского сознания). Лишь малая часть «Вед» может быть уяснена в ключе рассудочного понимания.

Отличительной чертой индийской философской мысли является весьма малая выраженность индивидуального творческого начала: сведения о древнеиндийских философах почти полностью отсутствуют. Достоверность небольшого числа дошедших до нас имен теряется в тумане тысячелетий. Но главное все же в том, что индийская философская мысль — древнейшая в мире.

Не вдаваясь в подробности, мы можем разделить философские школы Древней Индии наЧортодоксальные, которые признают авторитет «Вед»

(веданта, йога и др.), неортодоксальные, которые не признают «Веды» (джайнизм, буддизм и др.).

Обратимся к текстам «Упанишад», которые стали основанием последующих философских воззрений. В них, в

частности, весьма ярко представлена проблема первопричины (сущего). Но здесь же внимательный читатель обнаруживает постепенный переход от мифологии к философии. Так, понятие «Брахман» — это и живой мифологический бог и одновременно отвлеченное философское начало (творения). Эти образы понимания как бы «просвечивают» один сквозь другого.

«Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира . все возникает из негибнущего Брахмана».

«Он взирает на колесо жизни как на вращающееся колесо повозки».

«Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце, то смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана».

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...