Учение Лао-цзы

Философский даосизм представлен авторским творчеством Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.), которого традиционно считают основоположником учения. Известны и другие авторы.

В мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен к родовому прошлому, в котором он усматривает природно-социальный идеал.

В центре Дао-пути для всего существующего даосизм выдвигает совершенно мудрого человека. Мудрец считывает (видит) в Дао естественные принципы жизни, ибо Дао есть глубочайший закон для всех вещей.

Лао-цзы не приемлет борьбы, так как она есть способ существования цивилизации и одновременно движущий мотив ее развития. Гармония Дао достигается не через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. В этом плане Лао-цзы вводит понятие естественности. Поэтому все вытекающие из естественности принципы звучат с отрицанием «не»: недеяние, неслужение, неговорение, неборение и т. д. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Человек обращается к естеству, и естество приходит само.

Идеи Лао-цзы изложены в книге «Дао дэ цзин», которая относится, по предположениям, к IV—III вв. до н. э. Вот некоторые из них.

«Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао .»

«Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности».

«Дао бестелесно. Однако в его туманности содержатся образы. Оно столь туманно, однако в его неопределенности скрыты вещи».

«Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно не сделало».

«Следование недеянию всегда приносит спокойствие».

«Когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными».

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...