Сущность и явление
Материалы / Сущность и явление
Страница 3

Познание сущности,

разумеется, начинается с ее кажимости

(видимости), с несущественного, внешнего, которое есть бытие без сущности, есть «ничтожность». У Гегеля учение о сущности имеет следующие отделы: сущность как рефлексия в себе самой, явление

и действительность

.

Первый отдел начинается с анализа видимости. Кажущееся есть несущественное, поверхностное, ничтожное, отрицательная природа сущности. «Кажущееся есть сущность, - комментирует В. И. Ленин Гегеля, - в одном

ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов»2. Как внешнее, чувственно созерцаемое проявление момента сущности кажимость есть тоже знание, но знание поверхностное, абстрактное, бедное. В «Капитале» Маркса сначала анализируется также простое, обычное, непосредственно данное отношение буржуазного общества – обмен товаров. Каждый без какой-либо теоретической подготовки знает, что товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, удовлетворяющая человеческие потребности. Но такое знание, будучи бедным по своему содержанию, в то же время является необходимым моментом, точнее - условием восхождения мысли к сущности. Устремление мысли в сущность снимает этот момент, вскрывая в зародыше все противоречия буржуазного общества. Дальнейший анализ фиксирует развитие этих противоречий, развертывание сущности, прокладывающей себе путь.

Как исторически, так и логически познание невозможно без кажимости - последняя является необходимым этапом восхождения мысли к сущности. Кажимость непосредственно не есть сущность, и как внешнее проявление ее момента может выражать сам этот момент извращенно (например, видимое движение Солнца вокруг Земли или видимость того, что заработная плата рабочего является полной оплатой всего труда рабочего, а не его части.

Поскольку сущность есть снятие кажимости и содержит ее в себе как свой момент и поскольку сама кажимость может быть понята только на основе знания сущности, сказанного о кажимости достаточно и целесообразно остановиться более подробно на анализе сущности.

Сущность у Гегеля в «Науке логики» имеет ряд аспектов. Сущность есть, во-первых

, простое соотношение с собой самой, чистое тождество. Это есть то ее определение, со стороны которого она скорее есть отсутствие определений. Во-вторых, подлинным определением служит различие, и притом отчасти как внешнее или безразличное различие, разность

вообще, отчасти же как противоположная разность или как противоположность

. В-третьих

, как противоречие

, противоположность рефлектируется в самое себя и переходит обратно в свое основание.

В первом отделе первого тома «Капитала» «Товар и деньги»

Маркс исследует исторические предпосылки возникновения капитала - сущности. Этими предпосылками является товарное производство и развитое товарноеобращение, торговля. «Товар - деньги» - это бытие предмета, которое переходит затем в сущность. Во втором отделе первого тома «Капитала»: «Превращение денег в капитал» Маркс исследует процесс превращения денег в капитал, процесс становления капитала - сущность. Последний пункт этого превращения - деньги, первая форма проявления капитала. Конечный пункт движения бытия и начальный пункт сущности совпадают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...