Бытие человека в мире вещей
Материалы / Взаимосвязь основных форм бытия / Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.

Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм уделял большое внимание данному факту:

· Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному.

· Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище).

· Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.

· Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и психикой.

Значит, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и духа:

· Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида.

· Работа духа зависит от здоровья тела человека.

· Человек для самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции – важнейшая сторона целостного бытия человека.

· Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) – одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии).

Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...