Большевизм: философская апология тоталитаризма
Материалы / Русская философия первой половины XX столетия / Большевизм: философская апология тоталитаризма
Страница 1

Возникновение большевизма как российского ответвления марксизма связано с именем его крупнейшего идеолога Владимира Ульянова (Ленина) (1870-1924)-Большевистскими идеологами были также Лев Троцкий Николай Бухарин, Иосиф Сталин и др.

Свою главную задачу они видели в том, чтобы развенчать идею правового (в их терминологии «буржуазного») государства и теоретически обосновать идею государства, подчиняющегося диктатуре пролетариата и его авангарда - партии большевиков-коммунистов.roleta w kasecie mini, jak montowa? Принципы демократии, также именуемые «буржуазными», в их трактовке представали как фальшивые и лицемерные, предназначенные эксплуататорами для обмана трудящихся.

Поскольку любая диктатура предполагает принуждение и насилие, то теоретики большевизма приложили значительные усилия, чтобы обосновать право большевиков на подавление и террор по отношению к тем, кто способен на физическое или идеологическое сопротивление. По их мнению, новое имеет право на «революционное» насилие по отношению к старому, стоящему у него на пути. Если это старая государственная машина, старые религиозные пережитки или старая буржуазная философия, то их заслуженный удел — быть сброшенными с «корабля современности» энергичными усилиями революционеров-коммунистов.

Большевистская социальная философия совершенно изгнала из своего лексикона понятие гражданского общества, поскольку согласно ее постулатам полная, безраздельная власть в стране должна принадлежать партийно-государственным институтам. Правоведение советского периода обретает исключительно «государство центристскую» ориентацию, ставящую на первое место не интересы и свободы личности (чья социальная роль сведена к роли «винтика» в государственной машине), не интересы гражданского общества (ростки которого оказались почти полностью затоптаны), а интересы государства как такового. В результате этого была по существу возрождена гегелевская идея государства как высшего воплощения общественной жизни, как «земного Бога», имеющего право относиться к индивидам как к средствам достижения своих высших целей, использовать их энергию, силы, жизнь по своему усмотрению. Государство центристское правоведение обосновывало право государства вмешиваться в любую область практической и духовной жизни, контролировать деятельность этих сфер, навязывать им свои, этические ценности и нормы.

Для того чтобы многомиллионные массы не сознавали собственной социальной ущемленности, тоталитарное государство, возглавляемое партией коммунистов, встает на путь массированного нагнетания атмосферы непонимания массами того, что происходило с ними на самом деле. Эта цель достигается при помощи «марксистско-ленинской идеологии», стремящейся средствами науки искусства, культуры, воспитания заблокировать возможность рационального понимания истинной сути происходящих в обществе процессов. Из социальных, гуманитарных, юридических и других наук складывается своеобразный идеологический «антимир» перевернутых смыслов, поменявшихся местами ценностных полюсов. В этом пространстве, где утрачены различия между добром и злом, правдой и ложью, все дозволено: разрушители считают себя созидателями, преступники — героями, а героя ничего не стоит казнить как преступника.

Советская идеология и подчиненная ей социальная философия стремились подчинить сознание и волю масс политической воле властвующей партии, превратить народ в «человеческий материал», с которым можно делать что угодно, решать самые невообразимые политические и экономический задачи.

Утверждению тоталитарной психологии призвана была способствовать марксистская концепция человека как главной производственной силы. Восходящая к эллинистической теории человека как одушевленного орудия труда, она была модернизирована Марксом. Но даже Маркс, утверждавший, что главный принцип рабовладельческого хозяйства состоит в том, чтобы выжать из человеческого скота максимально возможную массу труда в возможно меньший промежуток времени, вряд ли мог предположить, что этот принцип с наибольшим эффектом будет применен в XX в. в советском тоталитарном государстве эпохи сталинизма.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...