Сергей Булгаков: христианские основания государственности
Материалы / Русская философия первой половины XX столетия / Сергей Булгаков: христианские основания государственности
Страница 1

Сергей Николаевич Булгаков

(1871-1944) родился в семье священника. Окончил юридический факультет Московского университета. Прошел через увлечение марксизмом и членство в социал-демократической партии.

Под влиянием философских идей Вл. Соловьева перешел на позиции христианского идеализма. В 1917 г. был рукоположен в сан священника. После октябрьского переворота покинул Россию. Преподавал в Праге и Париже.

Марксизм оттолкнул Булгакова своим открытым имморализмом и правовым нигилизмом. Отрыв политики от морали и права, отрицание каких бы то ни было правовых гарантий превращали это учение в теорию разрушения, а не созидания.

Довольно резко философ критиковал и противоположную имморальному активизму позицию созерцательно-пассивного непротивленчества. Ему гораздо ближе были взгляды Вл. Соловьева на единство политики с правом и моралью. Только при отстаивании подобного единства государство способно стать оплотом справедливости и не Утратить в своем историческом движении ориентацию на высшие христианские идеалы.

Булгакову близка классическая концепция естественного права, несущего с собой представления о незыблемых, абсолютных нормативно-ценностных основаниях человеческого существования. Эта концепция привлекает прежде всего тем, что возводит человека, человеческую личность и ее достоинство и свободу в ранг высших и абсолютных ценностей. Государство, попирающее эти нравственно-правовые предписания, становится похожим на евангельского бесноватого, а картины его жизни могут быть сравнимы с тем, что изобразил Достоевский «Бесах». Так произошло с Россией, пережившей несколько революций, отвергнувшей Христа, а с ним и нормы естественного права и в результате теперь сотрясающейся в конвульсиях от вошедших в ее тело бесов.

Требования государственных законов, совпадающие с библейскими заповедями, не воспринимаются личностью как покушение на ее достоинство и свободу. Напротив, человек с внутренней готовностью принимает их к исполнению. В тех же случаях, когда явно обнаруживаются расхождения между правом и нравственностью, в человеческом «Я» возникает чувство протеста против аморальной системы правосудия и насаждающего ее государства.

Как вера в высшие и абсолютные начала бытия нужна индивидуальному духу, так религия в целом необходима государству, чтобы оно могло успешно существовать и развиваться. Только религия способна предложить ему возвышенные нравственные цели и направить его энергию в русло созидания, а не разрушения. Только она поможет успешно сочетать абсолютное с относительным и тем самым откроет путь к решению самых сложных проблем человеческого существования.

Иван Александрович Ильин

(1883-1954)

- выдающийся философ и правовед. После окончания юридического факультета Московского университета начинал как правовед школы П. Новгородцева и Е. Трубецкого. Исследовал три круга проблем, касающихся государственного суверенитета, сущности монархии и республики и природы международного права. В 1922 г. был отправлен в изгнание и жил в Германии и Швейцарии, занимаясь теоретическими исследованиями и читая лекции в европейских университетах.

Главной книгой всей жизни для Ильина стал труд «О монархии и республике», над которым он работал в течение сорока шести лет. Концепция исследователя изложена с позиций принципа антитезы: два типа правосознания, монархическое и республиканское, противопоставляются друг другу по философским, социологическим, юридическим, этическим и психологическим позициям.

Ильин опровергает известный трюизм, определяющий монархию как форму наследственного единовластия, а республику - как строй с выборными на ограниченный срок властями. Он предлагает выйти за пределы внешнеформальных определений и заглянуть глубже. В ходе анализа ему удается обнаружить глубочайшие культурно-исторические корни у обеих форм правосознания.

Раскрывая природу монархического правосознания, Ильин указывает на то, что у его истоков обнаруживается потребность людей иметь того, кто бы олицетворял для них все государство как целое, кто был бы единым, живым центром всей государственной жизни. Подобное олицетворение имеет религиозную природу, что заставляет народ воспринимать власть государя как некую священную данность. Не случайно в древности повсеместно существовала вера в божественность фараонов, императоров, царей. Монарх выступал как воплотившаяся частица божества. Отсюда следовало его право повелевать и быть верховным судьей.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...