Мировоззренческая функция религии
Материалы / Роль религии в развитии общества / Мировоззренческая функция религии
Страница 1

Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни [5]. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которые имеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие.

Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Сформировавшись на базе мифологического воззрения на мир, религия приняла в себя мифологию и фактически поглотила её. Неспособность человека осмыслить многие концепции формирующегося института религий без наглядности, некой воплощаемости мировых порядков, вылилось в то, что все древние религии имеют мощную мифическую составляющую. Будь то дошедшие до наших дней буддизм или иудаизм, или почившие греческие или египетские верования. Каждая из ранних религий несла свой новый набор мифов, которые трактовали мир с определенных позиций, взаимосвязанность и взаимоперекликаемость многих из них оставили то, что можно назвать протосюжетом или архисюжетом. И это не просто литературные операнды, на которых базируется искусство, нет именно эти сюжеты (а соответственно и мифобазы религий) прочно вошли в человеческую память и начали формировать существующие понятия о добре, зле, самопожертвовании (здесь мне кажется невозможным разделить мировоззренческую и нравственную функции религии). И в этом огромная заслуга древних религий, они не только выполняли организующую и миротолкующую систему своего времени, но и, пройдя сквозь века, стали своеобразным фундаментом для общечеловеческого сознания. Сказкой для человечества, ведь не секрет, что сказки так любимы детьми (и так нужны детям) не только за счет простоты формы и сюжета, но и за четкую расцветку мира, черно-белый мир в самом лучшем своем двуцветии. Оттенки появились потом. Но нельзя рассматривать древние религии только как базис, уже тогда были сделаны попытки ответить на важнейшие вопросы человека, и нельзя сказать, что мы достигли прогресса с того времени, увеличения количества испещренной символами бумаги – да, увеличения количества взглядов – да, но прогресса ли?

Заслуга религии в формировании современного мировоззрения и нравственность должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что наш вид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам, подобны попыткам написать историю человечества в предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6].

Но, несмотря на такое мощное влияние религиозных норм и воззрений, на человечество в современном логизированном и масскультидеологизированном обществе западной религии тяжелее занять те позиции, которые она занимала несколькими веками ранее. Опять же следствие ошибок сделанных в прошлом.

Современная картина на востоке позволяет сделать некоторые умозаключения о положительном влиянии мировоззренческой функции религии. Несмотря на то, что западные религии имели больший исторический резонанс, но в глубинном мировоззренческом, фундирующем все срезы бытия человека, смысле восточные религии преуспели на порядок больше. Это связано еще и с тем, что восточные религии – это скорее философии, а именно философия всегда действует на манер поля, проникает в человеческое сознание постепенно, но зато внося необратимые изменения. То, что казалось непонятным человеку позапрошлого века, теперь не удостаивается даже минимального внимания (например, концепция относительности). Также интерес вызывает сформировавшаяся роль человека в обществе, а точнее его практически безролие (и что возникло сначала – философия, утверждающая такое место, или картина жизни, сформировавшая такую философию – нам не узнать). То, что насильственно пытались создать коммунистические государства (и то, что сейчас может породить масскультура) уже существовало, но в отличие от современных попыток обезличения восточные религии предлагают внутреннюю гармонию, которая для отдельно взятого человека чаще важнее, чем все достижения «прогресса». Возможно, эта гармония, тесно взаимосвязанная с «обезличиванием» в восточной религиозной традиции, и не является однозначным плюсом, но и назвать ее «минусом» также было бы ошибкой.

Еще одним из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религии дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций, внезапных приступов экзистенциального ужаса. Если отрицательные эмоции продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. Религиозное утешение – это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Такое утешение спасает людей именно в часы перемен, невзгод. Но здесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого фактора. Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник» может пойти на искусственное создание ситуации, когда человеку необходимо утешение (и некоторые войны прошлого и конфликты настоящего используются именно для этой цели, которая называется властью). Вообще, религиозное утешение имеет не только положительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишком сильно полагаться на религию это расслабит его, может сделать слабее как личность. И в момент случайного разочарования в религии человек может получить травму еще более серьезную, чем та, от которой религия его спасла [7].

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...