Природа в истории философской мысли
Материалы / Природа и философия / Природа в истории философской мысли
Страница 2

Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

В.И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.

A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клетка реагирует на "космическую информацию". Само появление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя закону эволюции.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача.".

На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.

Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил.

Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).

В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта:

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...