Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии
Материалы / Природа и философия / Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии
Страница 1

Первые попытки систематизации растительного мира встречаются в трудах Аристотеля и его ученика Теофраста Эрейзиского ("отец ботаники").

Первые попытки систематизации органического мира были предприняты на рубеже 17-18 веков Дж.

Реем, Карлом Линнеем.

Впервые попытался научно обосновать взаимосвязь между разнообразием растительного мира и природно-климатическими условиями Жан Батист Ламарк в середине 18 века.

Основоположником науки экология в России считают профессора Московского университета Карла Фридриха Рулье (1814-1858гг.).

Важным этапом в развитии естественных наук является издание в 1859 г. книги Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь”.

Термин "экология" - (oikos - место обитания, жилище; logos - наука) был введен Э. Геккелем и первоначально экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от воздействия на организм неорганической и биологической среды. Позднее на Западе появилось такое понятие как "экосистема" (Тэнсли, 1935 г.), а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз" (академик В.Н. Сукачев).

В современном понимании экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

природа философия жизнь экология

До недавнего времени предмет экологии рассматривался преимущественно под этим углом зрения, в котором экологическая проблематика сводилась к биологическому и физическому взаимодействию людей и окружающего их природного мира. При этом выделялись два взаимосвязанных процесса:

воздействие на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности;

обратное влияние природной среды на здоровье людей, генофонд и т.д.

Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человек существует в двух измерениях: материально-физиологическом и социокультурном, духовном - привело к расширению трактовки понятия “человеческий дом”. Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемая Человеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин “экология" стал распространяться и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как “экология души”, “экология культуры”. Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов, свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, “второй природы”, связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.

Природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, производственное, оздоровительное и воспитательное значение. Она - неисчерпаемый источник наших знаний об окружающем мире. Наблюдение за ней в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию. Однако простое созерцание еще не выводит человека за рамки чисто биологического восприятия действительности. Только труд, направленный на преобразование природы и самого человека открывает путь к изучению природных явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...