ГЕРАКЛИТ.
Родом из Эфеса. (530 – 470 гг. д.н.э.). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире – представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего.
Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь – это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Причина вечного изменения – борьба противоположностей.Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна – это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит «логос» (закон, необходимость). «Даже Солнце не может переступить логос.» Мир есь процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот). «Нельзя дважды войти в одну реку». В человеческой жизни превращение в противоположное есть борьба. Она «отец всего, царь всего». Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство «бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное делают все качества вещей относительными (морская вода – чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб – питательна, для людей – негодна).
Логос
– основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление – общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, «от того, что никогда не заходит». Однако, считает Гераклит, большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
ЭЛЕАТЫ.
В VI–V вв. д.н.э. центр духовного развития перемещается в Южную Италию (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
КСЕНОФАН.
VI–V вв. д.н.э. Поэт, философ, побывал в Южной Италии, вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет – есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания, только мнение.
ПАРМЕНИД.
Элея. VI–V вв. д.н.э. Составил законы для Элей, которые даже там долго действовали. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено). Всякая мысль – есть мысль о существующем. Поэтому несуществуя никак нельзя мыслить как несуществующе, откуда следует, что несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной наполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество – обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении – лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение об истине, недоступной восприятиям.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...