В эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) шел процесс оформления китайской народности и государственности. Господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение, центральная идея которого - культ неба.
Небо - божественное начало. В период формирования государственности культ неба получает политический смысл: аристократы - дети неба, государь - сын (сяо) небо и отец китайцев. Идея сыновности, почитание старших пронизывает общественные отношения.Формирование философии основалось на эпической литературе, состоящей из трех главных книг: книги истории; книги перемен ("Ицзин"); книги песен. Основным идейным источником древнекитайской философии, ее своеобразной парадигмой явилась книга перемен. В которой нашли свой выражение поиски первооснов бытия. В книге перемен выделяются элементы бытия - "десять небесных стволов": ян, инь, небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделений - человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношение между небесным и земным, человеком и небом находились в центре внимания. Космическая гармония проистекает на разумного сочетания в жизни людей, а конкретно - в их поведении, в ритуале и пище, первопричин бытия. Зло же есть результат неблагоприятного соотношения данных первоначал.
Собственно философия Китая начинается с натуралистической школы Ян инь зянь
(VIII-VI вв. до н.э.). эта школа считала, что первоначально был хаос, "тьма вещей" ("10 тысяч вещей"), не имеющих единства. Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, а инь (женское начало) - землей. Устремляясь друг к другу и взаимодействуя, эти двабожества породили все мироздание. Универсальный дуализм мужского и женского начал, а так же циклическое взаимодействие "пяти стихий" (у син) - воды, огня, металла, дерева и почты - были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая.
В эпоху Чжоу происходит не только зарождение китайской философии, но и формирование ее основных школ. К V-IV вв. до н.э. их насчитывалось около десяти; главнейшими являлись даосизм, конфуцианство и моизм.
Своеобразие содержания китайской философии состояло в ее этико-политическом характере, по форме же она представляла собой набор историй, изречений, сказок и редко оформлялась в чисто теоретические системы. Тем не менее постепенно происходил переход от мифологического образа к специфическому "логическому" построению, в основе которого находились символы и пространственно-числовые характеристики (нумерология). "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. "первопорядок", "путь").
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...