Моизм
Страница 1

Основатель учения - Мо ди (Мо-цзы) (

480-400) гг. до н.э.). он создал своеобразную философскую школу, во многом противостоящую конфуцианству. Суть концепции Мо ди - в ограниченном сочетании "всеобщей и взаимной любви и выгоды".

Моизм в отличии т конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу. "Справедливость - это то, что полезно", Понимание пользы, выгоды в моизме ограничено нравственной оценкой поступка с позиций интересов народа, а не всякая деятельность индивида. Поэтому моисты различали понятия "деятельность" (вей) и "нравственный поступок" (син). Они считали, что существует лишь один критерий нравственности - "добродетельный поступок", который пропагандируется личным примером. Добродетельный поступок оцени-вается, исходя из его целей и мотивов, а также последствий, к которым он приводит, и выражается в понятиях: "заслуга", "награда", "слава", "преступление", "наказание".

Идеальным воплощением принципа "всеобщей и взаимной любви и выгоды" является воля неба. Она есть эталон всего сущего. В поднебесной сын неба (император) с помощью чиновников обязан реализовать данный эталон в таком общественном порядке, где все люди любят друг друга и помогают друг другу: "богатый делится бедным", "образованный учит необразованного", "сильный защищает слабого" и т. т. Народ является высшей ценностью, а потому реализация его потребностей в действиях императора есть воплощение воли Неба. Мо ди писал: "…подлинно человеколюбивый муж соразмеряет свои действия с пользой для Поднебесного, но не с тем, что услаждает его уста, либо нежит его тело. Подлинно человеколюбивый муж не делает ничего, что могло бы нанести ущерб имуществу народа, отнять у народа его пищу и одежду…". С этой целью император обязан использовать единую для всех справедливую и законную власть, ограничивая произвол чиновников. Так создается договор между сыном Неба и народом и возникает государство, в котором ключевой фигурой является император.

Воля неба не является фатальной, судьбоносной. Она лишь выражает людям пожелание любить друг друга, а не воевать. Моисты были первыми пацифистами, призывавшими трансформировать войну в любовь. Только в этих условиях в обществе может быть установлена гармония. Отсюда их отношение к традициям: они рекомендовали брать из них хорошее, полезное.

Теория познания и система логического доказательства, которым моисты уделяли большое внимание, были подчинены решения этический проблем. Любой предмет есть совокупность свойств, поэтому, признавая свойства, мы познаем и предмет. Всякое понятие является лишь названием, наименованием того или иного предмета и существует независимо от него. Моисты придерживались теории отражения, и в этом проявлялась материалистическая тенденция их учения. Знание состоит из понятий (мин), а понятие отражает объективную реальность (ши).

Человек владеет чувственным и рациональным познанием. Чувственное знание характеризует предмет таким, каков он есть не самом деле, т.е. раскрывает его свойства. Рациональное знание ("мудрость") вскрывает причину: почему предмет такой, какой он есть. Чувственное знание является непосредственным, так как выражается через индивидуальный эмпирический опыт. Рациональное - посредственное, "услышанное знание", полученное от других людей и существующее в логических формах мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...