Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения.
Материалы / Логики как наука, ее предмет и задачи / Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения.
Страница 1

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.

е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Отдельные определения форм мысли будут понятны, если будет понятно, что такое логическая форма или форма мысли вообще – это

способ связи частей мыслимого содержания.

В традиционной логике основными формами мысли считаются понятие

, суждение

и умозаключение

. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности.

Понятие– является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли – отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

Понятие = признак + признак .

Как цельная форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем – структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…). Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается.

По качественному признаку (по содержанию) понятия делятся на:

конкретные – понятия о предметах;

абстрактные – понятия о свойствах и отношениях;

абсолютные – самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;

относительные – в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;

положительные – в них мыслится присутствие определенных признаков;

отрицательные – в них фиксируется отсутствующий признак (отсутствие признака – тоже признак).

По количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

общие – понятия, в которых выражаются признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование;

единичные – понятия, в которых отображаются признаки одного единичного предмета или явления;

нулевые – с нулевым объемом, ибо за ними нет реальных предметов.

Также можно выделить:

Родовые понятия – понятия, которые выражают существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Род – класс предметов, в состав которого входят другие классы, являющиеся видами этого рода.

Видовые понятия – понятия, которые отображают существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Вид – класс предметов, который входит в объем более широкого класса, именуемого родом.

Собирательные понятия – понятия, в которых фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не по­терявших своей индивидуальности.

Несобирательные понятия – их содержание можно отнести к каждому предмету данного класса.

Понятия образуются в человеческом мышлении одним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов», которые в логике принято называть методами образования понятий.Логически процесс образования понятия выглядит следующим образом:

1. Анализ

(от греч. analysis

разложение)

мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием – делением.

2. Сравнение – мысленное сопоставление различных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.

3. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.

4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) – логическая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...