Формирование представлений об интеллекте в истории философии
Материалы / Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии / Формирование представлений об интеллекте в истории философии
Страница 3

Традиция исследования интеллекта, заложенная античными диалектиками (Анаксагором, Платоном, Аристотелем), была воспринята и проработана византийскими философами (Проклом, Д. Ареопагитом, И. Дамаскиным, Ф.

Студитом, М. Исповедником и др.). Достижения византийцев в области интеллекта получили развитие в русской философии, начиная с Иоанна Грешного, философской школы Сергия Радонежского (И. Волоцкого, Н. Сорского, З. Оттенского) и продолжая исследованиями интеллекта русских мыслителей XVIII века (М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева), позднее - славянофилов (А.С. Хомякова, И.В. Киреевского,) в рамках той же космической модели мира. Отмечается, что следующим за славянофилами отечественным мыслителям не удалось избежать влияния европейской философии, которое обнаруживается в их исследованиях интеллекта. Принцип всеобщей связи явлений в византийской философии представлен в понятии Святой Троицы как единой божественной сущности, обнаруживающей свое существование в трех ипостасях. Ипостась при этом выступает как опосредствованное бытие божественной сущности, т.е. существование сущности. Поэтому в византийской философии разум человека представляет собой существование совершенной сущности Бога. В этой связи, исследуя этимологию слова "Бог", Иоанн Дамаскин считает одним из вариантов Θεος (греч. бежать), что доказывает присутствие (существование совершенной божественной сущности) Бога во всем, в том числе и в уме человека, в который благодаря этому свойству входит Бог как Истина и творческая сила. Совершенство божественной сущности, с одной стороны, обеспечивает объективность знаний как ее существования в человеческом уме, а с другой стороны, совершенный разум как образ совершенной сущности Бога суть творческое начало в интеллекте человека, поскольку Бог является источником новых знаний. Как отмечает Прокл: "Всякий божественный ум един по виду и совершенен и есть первичный ум, производящий из себя другие умы". Эти теоретические положения были развиты древнерусскими философами и получили дальнейшую содержательную разработку. "Изборник 1076 года" является одним из первых на Руси письменных источников, засвидетельствовавших унаследование византийской философской традиции древнерусскими мыслителями. Автором этого труда стал Иоанн Грешный, который писал: "Вероуи в Отца и Сына и Святаа Духа, в Троицю нераздельноу, Божество едино Отца не рождена, Сына рожена, а не задана, Духа Свята, ни рождена, не задана, но и сходяшета - трие - воединой воли, единоу славоу, единоу части".

В белорусской философии также выявляется ряд мыслителей, которые внесли свой вклад в развитие диалектической традиции исследования интеллекта, в том числе Франциск Скорина и Симеон Полоцкий. Труды древнерусских и белорусских философов были преданы забвению, поскольку мировой и российской общественностью было отдано предпочтение универсалистской модели мира, а, следовательно, и западному теоретизированию. В XVIII и XIX веках при всеобщей увлеченности метафизическим теоретизированием диалектическая традиция исследования интеллекта в системе космической модели мира не была утрачена. Данную традицию продолжили в XVIII веке - Ф. Прокопович, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, в XIX веке - философы-славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, в XX веке - Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев и др.

Советские философы на базе диалектического материализма продолжили исследование интеллекта в диалектической системе теоретизирования. В основу исследования интеллекта они поставили отношение идеального и материального с признанием первичности последнего. На основе теории познания как теории отражения они не только обосновали познаваемость действительности, но и превратили диалектику в строгий и стройный метод философского познания мира.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...