Философские системы мировоззрения
Страница 2

В жизненно-практической, «повседневной» философии преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. Человеку, достигшему лишь этого уровня мировоззрения, недостает глубоких знаний, эрудиции, культуры мышления и чувств.

На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Здесь уже первостепенное значение имеют знания, полученные экспериментально-опытным путем.

Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На этом уровне создаются специальные методы исследования мира и самого человека. Здесь строятся те или иные модели объективной и субъективной реальности, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.

Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь теоретического уровня мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом уровне оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, на их «житейскую философию». С каждым новым этапом в развитии философии и науки их достижения через информационные каналы внедряются в общественное сознание, становятся достоянием многих людей, подтягивая тем самым жизненно-практический уровень мировоззрения до теоретического уровня.

Мировоззренческие знания на отмеченных уровнях служат базой и для убеждений, под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива. Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.

Таким образом, мировоззрение является противоречивым духовным образованием. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...