Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля
Материалы / Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля
Страница 1

СОКРАТ

(469 - 399 до н. э.) первый повернул философию лицом к человеку, его проблемам, чувствам, мыслям и настроению. Вокруг Сократа сгруппировался тесный круг его учеников и последователей.

В его кружок входили видные деятели афинского общества: Платон, Алкивиад, Ксенофонт и др. Все они впоследствии стали великими мыслителями, учеными и общественными деятелями. Главное предназначение и цель философии, - считал Сократ, - это научить людей правильной и добродетельной жизни, ибо все дурные поступки люди совершают от невежества. По мнению Сократа добродетель и знание одно и то же. Он говорил: “есть одно только благо - знание и одно только зло – невежество”.

1) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество.

2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

Эти два положения получили название "сократовского интеллектуализма", который сводит моральное благо к факту сознания, из чего еще не ясно, почему можно знать добро и не делать его. Сократовский интеллектуализм значительно повлиял на всю греческую мысль, как классической эпохи, так и эллинистической. Процесс познания по Сократу начинается с освоения человеком всеобщих этических норм, самопознания и с сомнения человека в своих знаниях: "Я знаю, что я ничего не знаю" Метод Сократа ставил своей целью обнаружение истины путем спора.Задавая, собеседнику вопрос за вопросом, Сократ приводил его к признанию собственного невежества (ирония).

СОКРАТ. Скажи, дождь это добро?

СОБЕСЕДНИК Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить урожай.

СОКРАТ. А когда дождь идет во время уборки?

СОБЕСЕДНИК. Тогда это зло.

СОКРАТ. Так что такое дождь, добро, или зло? Что прекраснее - глиняный горшок, или статуя знаменитого скульптора?

СОБЕСЕДНИК Конечно, статуя.

СОКРАТ. А если вам не в чем сварить обед, что вы предпочтете статую или горшок?

Так Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали.

Сократ считал бытие не может вступать ни с чем ни в какие отношения, поэтому оно неизменно, непреходяще, неподвижно, недробимо и т.д. Бытие как предмет интеллектуального созерцания дано непосредственно и никакого опосредования в себе не содержит. Всякое опосредование, всякая связь бытия с чем-то другим и определение через это другое, есть релятивизация; опосредование характерно для мира чувственного, оно невозможно в сфере истинного бытия.

ПЛАТОН(427-347 до н. э.) является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построения космоса описан в диалоге "Тимей". Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно.

Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...