В чем выражается стихийная диалектика в учении Античных мыслителей? Назовите представителей философии античной эпохи, которые известны своими наивными диалектическими взглядами о первоначале.
Материалы / Философия в вопросах и ответах / В чем выражается стихийная диалектика в учении Античных мыслителей? Назовите представителей философии античной эпохи, которые известны своими наивными диалектическими взглядами о первоначале.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления ( диалектика - общая теория развития, учение о развитии и связях бытия, также само развитие ). Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или "воды". Все постоянно рождается из этого единого первоисточника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало "воды" и вся произошедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Младший современник Фалеса Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не "воду" и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всм веществам. Это первоначало, отличное от других веществ, не имеет границ, и поэтому есть "беспредельное", или апейрон. Все обособившееся от беспредельного должно за свою "вину" вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из апейрона выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца. Анаксимен, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества "воздух", он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. "Воздух" для него - дыхание, обнимающее весь мир подобно тому, как душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей "воздух" - род пара или темного облака и сродни пустоте. Человек, по Гераклиту, сходно с миром, состоит из огненного начала, души, и тела. «Наилучшей и мудрейшей» душа становится когда она – «суха, светообразна», не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу «влажной», слабой. Мудрость, по Гераклиту, в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, «знать все как одно», жить здравым рассудком, общим для всех.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...