Как оценивается философская доктрина Р.Декарта?  Раскройте суть этого направления.
Материалы / Философия в вопросах и ответах / Как оценивается философская доктрина Р.Декарта?  Раскройте суть этого направления.

Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям", был убежден, что на истину " .

натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ" Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Субстанция как вещь по Декарту (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Декарт две субстанции - духовная и материальная. Главное духовной субстанции - ее неделимость, материальной - делимость до бесконечности (античное понимание унаследованное средневековьем) (атомов и пустоты не существует). Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные атрибуты производны от этих первых. Учение о врожденных идеях (платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей). Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

Процесс познания своего рода поточная линия где главное - непрерывность. Непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля.

Всю философию Декарта пронизывало убеждение в беспредельности человеческого разума.

Рассмотрение Декартом проблем философии начинается с решения главного ее вопроса. Как известно, Декарт его решает с позиции философии дуализма. Ранее существовавшие взгляды на начало бытия Декарт окрестил односторонним подходом к этой серьезной проблеме. Он впервые выдвигает концепцию обусловленности двух субстанций одновременно и в равной степени лежащих в основе Вселенной. Такими началами являются:

а) субстанция материи (тела), которая обладает атрибутом тяжести и распространенности;

б) субстанция сознания (души), обладающая уникальным атрибутом - мышлением.

Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы.

Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est»

(во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» – так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель . Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...