Основными школами европейской философии ХIХ—ХХ вв. являются:
1) Учение А. Шопенгауэра
, сочетающее в себе волюнтаризм (воля выше разума) и пессимизм (наш мир — наихудший из возможных миров);
2) Учение Ф. Ницше(«философия жизни»). Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше учил, что на смену человеку должно прийти более совершенное разумное существо — сверхчеловек;
3) Фрейдизм(З. Фрейд) и неофрейдизм
(Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер). Психоанализ — направление в современной философии объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Личность, по Фрейду, представляет собой сложное, многоуровневое образование, включающее в себя три основных уровня: бессознательное («ОНО»), сознательное («Я») и социальное («Сверх-Я»). Центральное понятие и суть системы З. Фрейда: Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания, благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род; Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным; жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса;
4) Экзистенциализм
— «философия существования», главным предметом которой стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. В философии экзистенциализма различают два направления: религиозное (С. Кьеркегор, К.Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом: уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, надежд, жизни в целом человека; разительное противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью принебрегает человеком, подавляет его «Я»); одиночество; абсурдность и бессмысленность человеческого существования; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.
5) Позитивизм (О. Конт), неопозитивизм
(Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгнштейн), постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, Фейерабенд). Философия должна брать за основу только достоверное научное знание, исследовать факты (принцип верификации) и опираться на научный метод в процессе развития научного знания.
6) Неотомизм и тейярдизм
(Тейяр де Шарден). Основная идея — мир организован иерархически; наша Земля — единый живой организм; человек должен жить в гармонии с природой.
7) Герменевтика
— (Ф. Шлейрмахер) направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми — истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы: как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Фундаментальные понятия: «герменевтический треугольник» – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; «герменевтический круг» – циклический характер процесса понимания.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...