Какова роль гипотезы в формировании научных знаний? Правомерна ли  трактовка гипотезы как варианта относительной истины?
Материалы / Философия в вопросах и ответах / Какова роль гипотезы в формировании научных знаний? Правомерна ли  трактовка гипотезы как варианта относительной истины?

Роль гипотезы в научном познании: построение, проверка и способы доказательства. В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.

Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с другом.Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотизы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила. Анализ показывает, что наряду с установленными истинами, а также конструкциями, об истинности которых временно нельзя судить, хотя определенная субъективная уверенность в ней есть, в содержание развернутой гипотезы вхо­дят элементы, ценные с точки зрения полноты теории, ее систем­ности и т. д., которые затем оказываются неистинными и даже бессмысленными. Следовательно, гипотетические отображения включают в себя не только ряд абсолютных моментов, знаний, про­веренных практикой человека. В то же время в них есть гносеоло­гически неопределенное: неизвестное сочетание старых знаний, но­вации, за счет которых приращается знание, особенно на периферии конструкций, т. е. такое новое, что требует испытания на ло­гичность, практичность. Иными словами, «научная гипотеза,— как справедливо отметил в свое время П. В. Копнин, — это типичная форма относительной истины со всеми ее особенностями».

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...