Трудности решения проблемы сознания
Материалы / Трудности решения проблемы сознания
Страница 2

Новое время вошло в историю афоризмом Ницше «Бог умер». Произошел отказ от Бога, который свидетельствовал о формировании нового духовного опыта людей в котором не оказалось места, который Платин называл, для «отдохновением в Божественном».

Это значит что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был разрушен. Возникает необходимость переоткрыть сознание, по-новому его истолковать.

Переоткрытие проблемы сознания происходило в обстановке, когда человек освобождался от власти и опеки сверхчувствительного. Перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Стал объяснять свое происхождение через эволюцию согласившись с теорией Дарвина. Русские философы Н. Бердяев, Вл. Соловьев не признавали такое ничтожество человеческого происхождения. В подобном признании говорили они, таится глубокое противоречие: с одной стороны человек соглашается с духовно-плебейским происхождением – от обезьяны, а с другой претендует на роль духовной аристократии в рамках всего живого; обезьяна захотела стать Богом. Европейские философы и мыслители Нового времени в основном приняли мировоззрение «онтологический ниглизм». Р.Декарт основоположник новоевропейской философии объявил акт «я мыслю», является самым простым и очевидным существования человека в мире и самого мира. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности. Началась критика античного способа сознания, а что если отпечаток в сознании есть просто галлюцинация, кто даст гарантию что образ имеющимся в сознании имеет какую-то реальную опору. Декарт изменил поход к проблеме сознания по сравнению с античным: единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мир, средством доказательства его существования. Сознание в актах самосознания обращало только на предметное содержание т.е. и такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира. Таким образом была сформулирована теория первичности сознания, отождествление сознания и души с предметно-логическим содержанием. Человек «принужден» был «жить в тех категориях, в которых он мыслит» (Л. Шестов). Мыслит же он в категориях не экзистенциальных, а логических. Человек Нового времени воспринимал такой образ мира и жизни как само собой разумеющееся, ибо каково сознание таково и бытие.

С развитием капитализма уже невозможно было объяснить многие явления: буржуазный способ производства или научно-техническую революцию. Маркс начинает утверждать, что не сознание определяет бытие, а наоборот бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Заметим, что под бытием он понимал реальные условия людей в буржуазном обществе. Маркс зафиксировал реальный факт: буржуазные отношения могли состояться только при изменении сознания людей. Маркса интересовал вопрос как появились люди с сознанием, соответствующим капитализму. Буржуазию никто не заставлял жить ради денег, она изобрела данный способ жизни сама и воспринимала его как само собой разумеющийся. Сознание пролетариата по Марксу было изменено насильственным путем. Отцы современного рабочего класса были бродягами и пауперами, и около 150 лет насильственно приучали к дисциплине наемного труда. Согнанных со своих земель собственников надо было «принудить добровольно продавать себя». Перед людьми было два пути: либо продавать свой труд, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. В конце XV- в начале XVI вв. все столбы на дорогах Европы были увешены трупами бродяг – бывших мелких собственников сельскохозяйственных собственников. Только Генрих VIII повесил 72 тыс. человек. Таким образом совершилась грандиозная переделка сознания людей с помощью насилия. Маркс производил дифференциацию сознания по классовому признаку: в зависимости к какому классу принадлежит индивид содержание его сознания будет иметь специфические особенности.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...