Нам необходимо только дать определение, что же означает «ясное, научное постижение» в каббале – такое постижение в наших органах чувств, которое не подвергается никакому сомнению. Насколько мы должны углубиться в материал, для того, чтобы утверждать, что мы действительно его постигли?
Законы постижения Бааль Сулам описывает в своей статье «Сущность науки каббала».
Эти вопросы также подробно обсуждаются во «Вступлении к книге «Зоар», где он пишет о том, что существует четыре вида познания: материал, форма облаченная в материю, абстрактная форма и суть. По отношению к двум первым видам познания действительности – относительно материала и формы, облаченной в материал, нам позволено проводить исследования и проверки. Мы можем развить на основе этих исследований науку, поскольку сам материал и форму материала, то есть то, как форма проявляется в материале, – мы постигаем достаточно достоверно, и не остается такого, что бы находилось за пределами наших органов восприятия.Наши органы ощущения воспринимают две эти категории: материал, то есть желание, и форму желания. В нашем мире это выражается как ощущаемая нами материя – неживая, растительная, животная природа и человек, а также форма этой материи, то есть те свойства, которыми она обладает.
Тогда как по отношению к абстрактной форме и сути мы не способны вынести никакого суждения, поскольку наше восприятие этих категорий является совершенно абстрактным. Оно недостаточно определенное для того, чтобы мы имели возможность судить о них, поскольку не можем связать форму с материалом. Поэтому все наше изучение абстрактной формы может быть не правильным, о нем ничего нельзя сказать с достаточной степенью уверенности.
Таким образом, подход науки каббала противоположен тому подходу, который применяется в философии, занимающейся абстрактными формами, поскольку наука каббала никогда не занимается абстрактной, отвлеченной от материала формой. В каббале действует незыблемое, железное правило: «Непостигаемое не можем назвать по имени».
И это правило строго запрещено преступать.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...