Визуализация электронного текста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять же нужно указать на то, что по смыслу гиперссылка в тексте не нова, а гипертекст — это структура энциклопедии или же обыкновенная книга со ссылками на другие тексты.
Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллюзиями, примеры — тексты X. Борхеса, В. Пелевина и т.д.Главной характерной чертой гипертекста, является отсутствие непрерывности, прыжок — неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте. Иначе говоря, специфика языка электронной виртуальной реальности заключается в появлении иероглифических элементов, в возможности делать включения гиперссылок (и использовать их) в режиме реального времени, а также в общедоступности данного процесса. Сама же структура электронной виртуальной реальности, имея феноменологические корни в искусстве, в некоторой степени идентична ему.
Современные исследования по виртуалистике подтверждают онтологическую идентичность в появлении виртуальной среды и в процессе творчества в искусстве. Эта идентичность обусловлена стремлением личности вырваться за рамки данности, а также стремлением быть если не творцом, то хотя бы сопричастным творчеству.
Искусство создает новую реальность, воображаемую, виртуальную. И для исследователя философии и социологии среды Интернет возможность такой апелляции служит подспорьем. Однако необходимо разделять признаки виртуальности искусства и виртуальности электронной. Разделение таких признаков поможет выделить феноменологическую структуру виртуальной реальности.
Современные исследователи виртуалистики находятся в таком же положении, в каком находились исследователи начала XX в. по отношению к фотографии, кинематографу и прочим новшествам, являвшимся на тот момент современной виртуальной реальностью. Однако выдвинутые в «Манифесте виртуалистики» основные положения построены на постнеклассическом мировоззрении. В манифесте говорится: «Виртуальная реальность, независимо от ее '"природы" (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.
Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.
Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только "здесь и теперь", только пока активна порождающая реальность.
Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя "природа").
Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них».
Обращаясь к исследованиям первой половины XX в., направленным на артефакты виртуалистики, возникавшие в то время, а именно к работам «Человек и машина» Н. Бердяева и «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, попытаемся выявить характеристики электронной виртуальной реальности, основываясь на выводах, сделанных этими учеными при социогуманитарном анализе продуцирующих новую реальность технических средств.
Воспроизводимость искусства заложено в саму его природу. То что создает человек, всегда может быть воссоздано другим человеком. И в наш век, с развитием техники это лишь усилилось. И если Леонардо да Винчи писал о том, что музыка проигрывает живописи, поскольку после исполнения исчезает, а картины остаются на века, то сегодня человек может воспроизводить подлинное произведение сколько угодно раз, и даже делать в нем паузы, повторять, дослушать произведение позже. И это в некой степени обесценивает подлинник. Но ведь само искусство несет в себе цель репродукции окружающего мира. Следовательно, репродукция с помощью технических средств представляет собой вторичную подмену (первичная задается художником, создающим виртуальную реальность на полотне, вторичная — техническими средствами, создающими вторичную виртуальную реальность полотна).
И если согласиться с тезисом, что технические средства развиваются в соответствии с социально-экономическими запросами общества, то подмена подлинника репродукцией с помощью того или иного средства — следствие социально-экономических вызовов эпохи. Целеполагание такой подмены не зависит от вида технических средств и онтологически подмена реальности всегда идентична. Однако с изменением средств передачи подмены изменяются и некоторые ее характеристики. Так например вовлечение человека в мир литературного произведение и компьютерной игры ничем не различаются. Структура вовлечения в обоих примерах одинакова. НО отличия всё таки обнаруживаются, в восприятии: Действительность раскрывающаяся в исскустве носит символический и отображает идейны мир, а техника же воссоздает действительность лишенную символики, в ней отображен мир непосредственно. В качестве примера можно рассмотреть театр и кинематограф. Интраполируя это сравнение на современные условия, подчеркнем, что, электронная виртуальная реальность представлена здесь и сейчас. И это, очевидно, основной критерий определения и отличия виртуальной реальности, создаваемой мультимедийными средствами, в сравнении с другими виртуальными реальностями. Реальность искусства символична, реальность мультимедиа знакова.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...