Ренессансный платонизм
Философия Возрождения / Ренессансный платонизм
Страница 2

Человеческий ум, по мнению Кузанца, является сложной системой способностей, включая три главных: чувства, рассудок и разум. В отличие от чувства и рассудка разум «постигает только всеобщее, нетленное и постоянное», приближаясь тем самым к сфере абсолютного, божественного.

Разум преодолевает догматичность рассудка, способствуя пониманию истины как процесса.

С пантеизмом Кузанского связан вопрос о соотношении веры и разума. Вера есть путь постижения Бога в нем самом в «свернутом» виде. Познание «развернутого» мира есть дело разума. Автор «Ученого незнания» ставит веру выше знания и согласен с теми, кто утверждает, что «с веры начинается всякое понимание». Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом. Таким образом, процесс познания есть единство противоположностей, противоположных моментов - познаваемой природы и непознаваемого Бога.

Новый этап освоении ренессансной философией наследия Платона и неоплатонизма связан с деятельностью М.Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Флорентийские платоники логически завершили учение Кузанского о человеке, абсолютизируя его свободную творческую сущность, и выдвинули идею антропоцентризма. Среди наиболее значительных произведений Фичино следует назвать такие, как «Платоновская теология о бессмертии души», «О христианской религии», «О жизни».

Проблему соотношения богословия и философии он решал антисхоластически. Философия у него не «служанка» богословия, а «сестра» религии, некая «ученая религия», открывающая разуму вечные истины, заключенные в вере. Бог, рассматриваемый как первопричина и источник бытия, схватывает собою и поглощает весь мир. Зависимость мира от Бога понимается как процесс нисхождения от божественного единства к множественности природы. Представление о тождестве Бога со «всеобщей природой вещей», о его присутствии «везде» и «во всем» еще не ведет к пантеистическим выводам. Фичино отвергает пантеистическое учение, из которого следовало бы, что «Бог есть разум всех тел и материя всех душ».

Фичино создает иерархическую структуру мироздания, в которой происходят два взаимосвязанных противоположных процесса – «нисхождение» от высшего к низшему и «восхождение» от материи к Богу. Пятиступенчатая иерархия находится в непрерывном движении, поглощаемая всеохватывающим присутствием Бога. Низшую ступень бытия, противостоящую Богу, составляет материя или «телесная масса». Второй ступенью иерархии является «качество», которое придает материи ограничивающий ее вид. Средняя, третья ступень именуется им «душой» и постоянно отождествляется с природой. Четвертая ступень называется «умом», в котором Бог изначально «запечатлевает формы подлежащих творению вещей». И, наконец, высшую, пятую ступень иерархии составляет Бог, который есть «над формами (видами) неподвижное единство». Единство и взаимосвязь всех ступеней бытия определяет душа, являющаяся главной и определяющей силой, придающей жизнь и движение космосу и всем вещам.

Мировая душа и душа человека, по Фичино, тождественны и поэтому человек занимает исключительное положение, являясь связывающим звеном между Богом и миром. Поскольку мощь человека почти подобна божественной природе, человек подчиняется себе стихии, являясь как бы исполнением воли Бога на земле. Прославляя силу и мощь человеческого гения, его стремление к свободе, Фичино порывает тем самым со средневековой традицией.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...