Ренессансный платонизм
Философия Возрождения / Ренессансный платонизм
Страница 3

Основой познания, по Фичино, является созерцание красоты и наслаждение красотой. Высшая ступень созерцания - мистическое созерцание, слияние с Богом.

Дальнейшее развитие идеи флорентийского платонизма получили в творчестве Пико делла Мирандолы (1463-1494).

Его основными произведениями являются «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии». Он представляет мироздание в качестве иерархии трех миров - ангельского, небесного и элементарного. Человек составляет особый, четвертый мир. Чувственный мир возникает от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено Богом. Мир, по Пико, прекрасен и его красота противоречива. Единство и связь космической иерархии объясняется теологически - стремлением вещей к Богу как источнику и цели своего бытия. Бог выявляется в мире как единство во множестве, а его внутреннее совершенство заключено в несовершенстве мира.

По мнению Пико, Бог не определил человеку место в иерархии и человек поставлен в центр мира. В то же время человек как микрокосм тождественен божественно-природному макрокосму. С одной стороны, человек как бы выступает посредником между всеми земными и небесными созданиями, а с другой - как бы находится вне этих существ, а в нем - ума и души. Идеалом для человека должен стать, по мнению Пико, сократовский принцип самопознания, который он объясняет высшим благом.

Для достижения идеала человеку нужно пройти три этапа: первый - очистить разум от страстей при помощи этики, второй - совершенствовать разум диалектикой и философией, третий - познание божественного при помощи теологии. Таким образом природа человека предстает как результат его самостоятельного творчества и божественность человека не дана, а достижима.

Важнейшей задачей познания Пико считал изучение природных закономерностей, которым присуща математическая структура. В качестве завершающей части науки о природе он рассматривал естественную магию, противопоставляя ее чудесам религии и «суеверной магии». Белую, естественную магию он противопоставляет черной магии, которая делает человека рабом неких злых «демонических» сил. Он выступает также против астрологического детерминизма, сковывающего активность человека и лишающего его свободы. Именно свобода выбора, по мнению Пико, является высшим божественным даром.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...